История ИОФ РАН

Академик А.М. Прохоров

К 100-летию А.М.Прохорова

Структура института

Сотрудники

Диссертационные советы

Аспирантура

Объявления

Симпозиумы и конференции,
        проводимые ИОФ РАН


Конкурсы ИОФ РАН

Иностранный отдел

Научно-образовательный
        центр ИОФ РАН


Инновационные разработки

Госконтракты

Труды ИОФАН

Начало лазерной эры в СССР

Применение лазеров

Вакансии

Профсоюзный комитет

Фото/видеорепортажи

Досуг

Научные электронные ресурсы

Посмотреть почту

Контакты



Справочные материалы

Госзакупки















  Аспирантура   ⇾   Учёба   ⇾   Шпаргалка

Обновление 15.12.2015

Шпаргалка для читателей и писателей нормативных актов,
образовательных стандартов и образовательных программ

Научная организация
Федеральные нормативные акты по аспирантуре называют так те научные организации, которые ведут подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре. ИОФ РАН является научной организацией. К ИОФ РАН применимы все нормы, которые отнесены к научным организациям.
Организация, осуществляющая обучение
Федеральные нормативные акты по аспирантуре называют так те организации, которые ведут образовательную деятельность наряду с другим (основным) видом деятельности. Научные организации — это частный случай организаций, осуществляющих обучение. ИОФ РАН является организацией, осуществляющей обучение. К ИОФ РАН применимы все нормы, которые отнесены к организациям, осуществляющим обучение.
Образовательная организация
Федеральные нормативные акты по аспирантуре называют так высшее учебное заведение. ИОФ РАН не является образовательной организацией. К ИОФ РАН не применимы те нормы, которые явно отнесены лишь к образовательным организациям.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность
Федеральные нормативные акты по аспирантуре используют это название как собирательное для: 1) образовательных организаций, и/или 2) организаций, осуществляющих обучение. ИОФ РАН является организацией, осуществляющей образовательную деятельность. К ИОФ РАН применимы все нормы, которые отнесены к организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
Знание
Одна из основных категорий педагогики, обозначающая начальный уровень освоения некоторой изучаемой дисциплины (темы).
Пример. Если ученику сообщили, что 17×5 = 85, то у него есть знание об умножении чисел.
Умение
Одна из основных категорий педагогики, обозначающая средний уровень освоения некоторой изучаемой дисциплины (темы).
Пример. Если на вопрос: Сколько будет 17×5, ученик долго возился с карандашом и бумагой, после чего сообщил ответ: 85, то у него есть умение умножать числа.
Навык, он же владение
Одна из основных категорий педагогики, обозначающая высший уровень освоения некоторой изучаемой дисциплины (темы).
Пример. Если, будучи разбужен ночью, в ответ на вопрос: Сколько будет 17×5, ученик сначала быстро ответил: 85, и только после этого стал ругаться на то, что его разбудили, то у него есть навык умножения чисел. В другом контексте можно сказать, что он владеет методикой умножения чисел.
Способность, она же готовность
Минимальный набор знаний, умений и навыков (владений), необходимых для того, чтобы выполнять некоторую работу.
Компетенция
Способность выполнять некоторую работу в соответствии с некоторыми стандартами (требованиями). Компетенция приобретается в результате обучения или в результате самообразования.
Профессиональная компетенция (ПК)
Набор профессиональных компетенций приобретается аспирантом после обучения по некоторой направленности (она же профиль) образовательной программы аспирантуры в рамках некоторого направления подготовки. В результате обучения по некоторой направленности — аспирант получит (ВАКовскую) квалификационную специальность, название которой совпадает с названием этой направленности. Про иерархию "группы направлений ⇾ направления ⇾ направленности (или профили или специальности) " см. раздел Ареал.
Пример. Направленность "Теоретическая физика" образовательной программы аспирантуры в рамках направления подготовки "Физика и астрономия" может предусматривать получение ПК № 43: "Способность доказывать теорему Нётер для вселенной, ограниченной в пространстве и времени, причём на таком уровне строгости, который принят в журнале Physical Review D".
Общепрофессиональная компетенция (ОПК)
Общепрофессиональные компетенции определяются направлением подготовки, и не зависят от направленности (профиля, специальности).
Пример. Образовательный стандарт ФГОС по направлению подготовки в аспирантуре "Физика и астрономия" предусматривает получение ОПК № 2: "Готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования".
Универсальная компетенция (УК)
Универсальные компетенции не зависят от конкретного направления подготовки, то есть характерны для российской аспирантуры вообще.
Пример. Образовательный стандарт ФГОС по любому направлению подготовки в аспирантуре предусматривает получение УК № 4: "Готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках".
Зачётная единица (з.е.), она же зачётная единица трудозатрат (з.е.т.)
Единица времени с точки зрения обучающегося или преподавателя. Для программ аспирантуры 1 з.е. = 36 академических часов. 1 ак.час = 45 минут. Одна и та же дисциплина может требовать разных временных затрат для обучающегося и для преподавателя. Например, с учётом подготовки к занятиям или экзаменам. Обычно из контекста ясно, о чьих трудозатратах идёт речь.

Примечание для читателей

Приведённые выше толкования соответствуют системе понятий советской педагогической школы. Эта система значительно отличается от систем, принятых в других странах. Авторы образовательных стандартов ФГОС не указывают, в какой системе понятий они работают. Возможно потому, что другие системы им неизвестны. Это притом, что сама идея строить образование так, как этого требует ФГОС, не характерна для советской педагогики. И скорее тяготеет к педагогическим доктринам других стран.

Примечание для писателей

В тексте ФГОС слова способность и готовность, очевидно, являются синонимами, причём эти слова нигде не расшифровываются. То есть, для того, чтобы дать определение профессиональной компетенции № 47 достаточно написать фразу типа: "ПК 47 — это способность самостоятельно собрать экспериментальную установку для исследования комбинационного рассеяния, причём отвечающую международным стандартам для экспериментальных установок". В некоторых случаях дополнительно нужно приводить и перечень необходимых знаний, умений и навыков (владений), составляющих эту способность. Описание упомянутых стандартов, как правило, не требуется.

Главное — это не употребить слова знание, умение, навык (владение) вместо слов способность или готовность.