История ИОФ РАН

Академик А.М. Прохоров

К 100-летию А.М.Прохорова

Структура института

Сотрудники
     Персональные страницы
     Книга памяти
     Поиск сотрудников

Диссертационные советы

Аспирантура

Объявления

Симпозиумы и конференции,
        проводимые ИОФ РАН


Конкурсы ИОФ РАН

Иностранный отдел

Научно-образовательный
        центр ИОФ РАН


Инновационные разработки

Госконтракты

Труды ИОФАН

Начало лазерной эры в СССР

Применение лазеров

Вакансии

Профсоюзный комитет

Фото/видеорепортажи

Досуг

Научные электронные ресурсы

Посмотреть почту

Контакты



Справочные материалы

Госзакупки















    Книга памяти

Муза Валерия Миляева


    Он был известным ученым как профессор, руководитель отдела экологических и медицинских приборов,  директор Тарусского филиала  Института общей физики РАН.  Но кроме того, у него была в жизни и своя муза – так в 1965 году, когда Валерию Миляеву было 28 лет, он написал такие стихи:


   Как размножаются крокодилы

Не верьте Брему насчет крокодилов –
Из яиц чаще выводятся цыплята, змеи и муравьи,
У крокодилов же дело происходит совсем по-другому.
Лежит он себе в болоте
Прикинувшись гнилой деревяшкой и ждет.
Вот подлетает птичка – попугайчик или колибри,
Села на сучек, пасть хлоп и нету птички.
Но это еще не процесс размножения,
Это – работа органов пищеварения.
Вот подлетает другая птичка – пасть хлоп и не до смерти,
А только хрупнуло крылышко.
Плачет птаха: дядь, отпусти, больно.
– А будешь крокодилом? – спрашивает дядя, не разжимая зубов,
А сам плачет, будто вспоминая что-то грустное.
– Буду, только отпусти... Отпускает.
И вот перед нами маленький крокодил,
Пока еще без зубов и хвоста зеленого,
Но зубы и хвост – дело наживное,
Глядишь, к вечеру их уже двое.
Который же утром чирикал и порхал?
Ага, вон тот, который поменьше...
А Брем был хороший человек, знающий,
Но не пророк.


     В 1977 г. Сергей Никитин положил эти стихи на музыку и получилась хорошая песня.

      Многолетнее творчество поэта и автора песен принесло Валерию Миляеву широкую известность. О его общении с музой остались воспоминания друзей, среди них: кандидат физ.-мат. наук, бард Сергей Крылов, поэтесса Светлана Ковалева, доктор физ.-мат. наук, профессор Юрий Гапонов (1934-2009) и кандидат физ.-мат. наук, заслуженный артист России, композитор Виктор Фридман.
        
По мнению Сергея Крылова, наука не была его единственным занятием – Валерий Александрович Миляев был ярчайшей творческой личностью. Ещё в годы учёбы на физическом факультете МГУ в начале 60-х годов он стал одним из авторов студенческой оперы "Архимед". Посмотрев её, великий физик, лауреат Нобелевской премии Нильс Бор пришёл в восторг и сказал: "Если советские студенты учатся так же, как и сочиняют оперы, за будущее науки я спокоен". Этот спектакль существует и поныне – уже более полувека.

    "Не раз опера "Архимед" ставилась на целине , – пишет С.Ковалева в главе о студенческих строительных отрядах и физическом исскустве, – а в 1969 г. о ней стало известно даже на дальнем Востоке. Тогда на Сахалин приехал Юра Гапонов, который решил поставить "Архимеда" в день строителя. Постановка состоялась в центре Тымовска, на эстраде в сквере под открытым небом. Занавеса не было, накрапывал дождь, опера шла под аккомпанемент гитары Лени Эрдмана, солисты и хор не могли попасть в тональности, но опера прошла с огромным успехом и была щедро вознаграждена аплодисментами публики."

  "Опера "Архимед" – вершина музыкального творчества физиков-шестидесятников, – утверждает Юрий Гапонов в своей статье о традициях  "физического исскуства". В ней в героической форме удалось выразить все, чем жили студенты на рубеже 60-х: героическую историю и противоречивую реальность, учебу и целинные отряды, богов-разрушителей и героев-созидателей, взлет духа и предчувствие грядущей трагедии. По своей популярности эта самодеятельная, любительская опера-капустник не превзойдена: в течение 40 лет она ставилась на сцене разных физических вузов и научных институтов более 300 раз. Маршруты путешествий оперы "Архимед" пролегали от Кракова, Праги и Риги до Сахалина, от Новосибирска до Симферополя и Киева. Как говорится в ее авторском прологе: "Отбрасывая чуждую нам ложную скромность, отметим, что многочисленные постановки и потрясающий успех оперы у всех слоев нашей и зарубежной интеллигенции показали, что юмор, неиссякаемый задор и просто прелесть оперы нельзя уничтожить никаким исполнением. И мы уверены, что нынешний спектакль лишний раз подтвердит это."
   
...  Пока российские физики шутят – физика в России, несмотря ни на что, живет и продолжается!"

   "Целина стала одним из толчков, которые зародили бардовское движение, – отмечает С.Ковалева.  В отрядах физфака появились свои поэты: Канер, Миляев, Иванов, Кессених. Первая агитбригада физфака родилась в студенческом строительном отряде , а, именно, в 1961 г. на строительстве Липецкой Магнитки. Отряд был огромным - в 350 человек, огромным был и обязательный вечерний костер в центре лагеря. Нестройные песни в ярком свете кострового огня постепенно привели к первым репитициям и к созданию агитбригады. Основу агитбригады составил хор без постоянного репертуара песен, к нему добавлялись отдельные номера – и вот уже был готов концерт! Аккомпанировал на гитаре Валерий Миляев. Не было ни программ, ни идеологической базы, но ребята умудрились дать концерт даже в Зеленом театре Липецкого городского парка. "

    "В этой агитбригаде начали свой творческий путь Сергей Никитин, Сергей Смирнов, Валерий Миляев, Дмитрий Гальцов ... – вспоминает активный ее участник С. Крылов. – Сначала мы ездили по Подмосковью, потом в соседние области, затем в Карелию, Казахстан, а позже – в 1965-1968 гг. – ещё и в Чехословакию, Польшу, Югославию, ГДР.
    Во многих деревнях и посёлках до нашего приезда никогда не видели живых артистов, не слышали живой музыки. Поэтому мы старались делать качественные программы, возили с собой кукольные спектакли для детей. За пару лет мы выросли в известный коллектив, который с 1965 г. получил название "Феникс". Однажды в родном Доме культуры на Ленинских горах на наш концерт в зал набилось столько народа, что начал трещать балкон, и концерт остановили. А самый большой "зал" был у нас в 1967 г. в Югославии, в Загребе. Мы оказались там проездом, но, узнав, что в городе находится "знаменитый советский фольклорный ансамбль", на главной площади за час до полуночи собрались 20 тысяч человек! .."

  "В театре я познакомился, в частности, с Милочкой Ивановой, – пишет в книге "Валерий Миляев. Ласкающийся ёж" (2003) Виктор Фридман, –  которая проявляла бешеную творческую активность – помимо театра и кино, – сочиняла стихи и песни.  Рядом с ней находился скромного вида гитарист – и представьте моё удивление, когда я узнал, что это её муж, легендарный сочинитель "Архимеда", физик-лазерщик Валерий Миляев. Я знал несколько песен на его замечательные стихи, например, о Дон-Кихоте "В тумане теплится восход..." и, конечно, "Ласкающийся ёж", песню, которую мы с квартетом С. Никитина исполняли в комсомольско-агитационной поездке в Рязанскую область в 1965 году.
 ... Милочка сочинила диалоги в стихах, причем очень удачно – сохранилась даже старая лексика текста А.Н. Островского, я сочинил музыку – и неожиданно это получилось весьма убедительно. Тогда и зародилась крамольная мысль сделать таким целый спектакль – но это уже была огромная работа и без всякой надежды на сценическое воплощение. Энтузиазм, однако, был велик.  С трудом заставили Валеру Миляева присоединиться. Потом я убедился (и так было все 30 лет сотрудничества), что начальный период работы у Миляева – не быстрый (что связано, возможно, с тщательным обдумыванием материала), затем он передавал мне написанный красивым почерком текст – как правило, безупречный. Интересно, что Миляев, подобно Гоголю, проявляет стойкое равнодушие к дальнейшей судьбе написанного – пожалуйста, переделывайте, кромсайте, вставляйте... Не такой была и остаётся Милочка – она готова перегрызть горло за каждое сочиненное слово.


  
  
Особо следует сказать о Миляеве как о сочинителе прозаических текстов, которые он составляет к разным случаям – юбилеям, творческим вечерам и т.д. – и зачитывает, напялив академическую мантию, нарочито скучным голосом, доводя до смеховой истерики зрительный зал.  Лучшая из его шуток в мой адрес связана с тем, что мою дочь зовут Таня Ларина. На моем творческом вечере в ЦДРИ он сказал среди прочего, что Виктор Фридман пошел дальше Пушкина, поскольку Пушкин создал только образ Татьяны Лариной...

    Для нового музыкального детского театра, получившего имя "Экспромт", Милочка Иванова и Валерий Миляев сочинили либретто для сказки "Крошечка-Хаврошечка". Канонический текст сказки – полстранички, но буйная фантазия либреттистов населила пьесу Соловьем-Разбойником, Бабой-Ягой и прочей нечистью – помимо основных персонажей. Валерий сочинял, как обычно, мужские тексты. Его Соловей, полный обаяния бандюга – артистическая натура:
Зовут меня разбойником – за что? – не понимаю....
Я не грабитель – я совсем другой специалист.
На дереве сижу и никого не обижаю.
Я музыкант и мой конек – художественный свист."
      В театре "Экспромт" поставлены много спектаклей по либретто, написанным Валерием Миляевым совместно с его замечательной супругой – артисткой театра "Современник" Людмилой Ивановной Ивановой. Естественно,  в них звучат его песни и стихи. В 2000 г. вышел аудиодиск песен под названием "Людмила Иванова и Валерий Миляев (Приходит время) ".
        В 2004 г. была издана книга Валерия Миляева "Ласкающийся ёж".  В эту книгу вошли стихи, рассказы, статьи, а также песни и тексты к музыкальным спектаклям, написанные примерно за 40 лет.  Его песни входили в репертуар выдающейся польской певицы Анны Герман, их исполняли и исполняют и другие известные артисты.

    С.Крылов пишет: "Поистине всенародной любовью пользуется его знаменитая песня "Весеннее танго", вошедшая в проект "Песни нашего века":


Вот идет по свету человек-чудак,
Сам себе печально улыбаясь,
В голове его какой-нибудь пустяк,
С сердцем, видно, что-нибудь не так.

Припев:
Приходит время – с юга птицы прилетают,
Снеговые горы тают – и не до сна!
Приходит время – люди головы теряют,
И это время называется – весна!

Сколько сердце валидолом не лечи –
Все равно сплошные перебои.
Сколько головой о стенку не стучи –
Не помогут лучшие врачи.

Припев

Поезжай в Австралию без лишних слов,
Там сейчас как раз в разгаре осень.
На полгода ты без всяких докторов
Снова будешь весел и здоров.

Припев

   
Люди поют эти слова и, кажется, сами приподнимаются над землёй. Много спорят о том, что важнее в песне – слова или музыка. По-моему, важнее всего содержание – то, о чём и зачем ты говоришь. Оно выражается и словами, и музыкой. Музыка, может быть, даже богаче, чем слова, это невербальный носитель информации. Но слова и музыка неразделимы. Песня – одно из самых эффективных коммуникативных средств, которые делают людей народом; они пробуждают и активируют в нас общие ощущения, убеждения, цели.
    А ещё он был мудрым. Обычно спокойный, немногословный и справедливый Валерий Миляев всегда был в центре любой компании. Если же он что-то говорил, с ним не спорили и задумывались. Каким-то внутренним чутьём мы, его друзья, ощущали, что он ближе всех нас к сути сущего."

Ю.Шакир
Обзор литературных и интернет-источников