История ИОФ РАН

Академик А.М. Прохоров

К 100-летию А.М.Прохорова

Структура института

Сотрудники
     Персональные страницы
     Книга памяти
     Поиск сотрудников

Диссертационные советы

Аспирантура

Объявления

Симпозиумы и конференции,
        проводимые ИОФ РАН


Конкурсы ИОФ РАН

Иностранный отдел

Научно-образовательный
        центр ИОФ РАН


Инновационные разработки

Госконтракты

Труды ИОФАН

Начало лазерной эры в СССР

Применение лазеров

Вакансии

Профсоюзный комитет

Фото/видеорепортажи

Досуг

Научные электронные ресурсы

Посмотреть почту

Контакты



Справочные материалы

Госзакупки















    Книга памяти

ПАМЯТИ ВАЛЕРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА МИЛЯЕВА

 

16 декабря 2011 года на 75-м году жизни скоропостижно скончался Валерий Александрович Миляев – доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник Института общей физики им.А.М. Прохорова Российской академии наук (ИОФ РАН), директор Тарусского его филиала.

Валерий Александрович родился 5 августа 1937 в г. Куйбышеве (ныне Самара) в семье служащих. Отец – профессиональный столяр, скрипач в молодости, заядлый радиолюбитель, с 1940 года работал в МВД, мать – ст. техник-картограф Проектного института. В 1940 году семья переезжает в Москву (Калашный пер.), 1941-44 г.г – эвакуация в г. Чкалов (Оренбург), 1945-55 г.г. – знаменитая 110 ср. школа г. Москвы. От отца – любовь и умение делать все своими руками и делать профессионально.

А рядом постоянно мир музыки. В эвакуации оперная певица-соседка, и часами ежедневный вокал. В Калашном – вечные экзерсисы студентов соседней консерватории из открытых окон окружных домов. Отсюда вкус к классике. Игра на мандолине и домре, пианино и аккордеоне, но образование – домашнее и во Дворце пионеров; наконец, гитара. Школьный хор, залы консерватории:

И все же – физика! Звездное небо, течение времени, невидимые силы детского магнита, моторы, радио – будоражили всегда. В 1955 году В. Миляев поступает на физический факультет Московского университета им. М.В.Ломоносова. Меж лекциями и семинарами – запойное чтение классики: Лермонтов, Пушкин, Крылов, ранний Маяковский. На третьем курсе распределяется на кафедру физики колебаний, возглавляемую в те годы академиком В.В. Мигулиным. Преддипломную и дипломную практику проходит с 1958 г. под руководством А.А. Маненкова в лаборатории колебаний Физического института им. П.Н. Лебедева АН СССР – ФИАНа – одного из ведущих научных центров нашего отечества. После 3 курса – целина в июле-сентябре, студенческий строительный отряд МГУ в Сев. Казахстане, за Петропавловском на Ишиме. Строительство коровника, ремонт комбайна и жатва помощником комбайнера, песни у костра – первый и далеко не последний стройотряд в его жизни.

На 4 курсе физфака МГУ занимает призовое место среди поэтов физфака с их многомерным, в целом, творчеством – Геннадия Иванова (":Просто так на Москву смотреть бесполезно:"), Валерия Канера ("А все кончается:"), Александра Кессениха, Сергея Крылова (":то желтый цыпленок, что в небе гулял:"; ": И встал трубач в дыму и пламени:"). На 5 курсе – один из организаторов фестиваля факультета и его агитбригады, родившейся в Липецком стройотряде. Первые физфаковские оперы А. Кессениха ("Дубинушка" и "Серый камень"), поднявшие студенческий капустник на пьедестал искусства, талантом В. Канера и В. Миляева (с участием А. Кессениха) переросли к майскому Дню физика МГУ 1960 года в оперу "Архимед" – с либретто в стихах и с музыкой-коллажем из популярных мелодий оперных, опереточных, песенных народных и современных. Символическая опера-гротеск о страстях студента физфака, персонифицированных богами древнегреческого ареопага: юношеская романтическая увлеченность наукой – Архимедом, честолюбие – Марсом, страсть к развлечениям – Аполлоном, безволие, лень и невежество – Бахусом и т.д. Зал ревел от восторга. Нильс Бор, которого в 1961 году привез на День Физика в МГУ Л.Д. Ландау, заметил: "Если студенты делают такие замечательные спектакли, физика у них точно получится" и увез с собой текст и фонограмму спектакля (музей Н.Бора, Копенгаген). Опера эта уже шестой десяток лет не сходит со сцены ДК МГУ (Гиннес, где ты?). Агитбригада физфака с этим "бессмертным" спектаклем была нарасхват на факультетах МГУ, в НИИ Москвы и далеко за ее пределами, вплоть до зарубежных.

В. Улин, В. Миляев, А. Кессених, В. Канер, С. Никитин, Ю. Гапонов

В 1961 году В. Миляев оканчивает физический факультет МГУ, по результатам диплома выходит первая публикация в соавторстве с А.А. Маненковым в ЖЭТФ, 1961, 41(1):7-16. С января 1961 он - сотрудник Лаборатории колебаний ФИАНа – конструктор, старший лаборант, с июля 1962 г., после выхода публикации – младший научный сотрудник; в 1964 году заведующий его лабораторией и его обожаемый учитель А.М. Прохоров получает Нобелевскую премию; В. Миляев в 1963-1965 г.г. – секретарь комитета ВЛКСМ ФИАН и член Бюро Октябрьского райкома ВЛКСМ, с 1965 г. – член КПСС.

А.М.Прохорову – 50 (1966)

В 1962 году в ФИАНе появляется Людмила Иванова: профессиональную актрису из молодого театра "Современник" пригласили руководить театральным кружком ФИАНа. К новогоднему капустнику нужны были песни. Позвали м.н.с. В. Миляева: он их когда-то на целую оперу насочинял. Тут-то их пути и пересеклись. "Ниточка завязалась". Вскоре поженились, родили сына (сейчас – засл. художник РФ, гл.худ. театра "Экспромт", директор ДХШ им. В.А. Ватагина), потом – второго. В. Миляев в 1962-66 г.г. занимается в литературном объединении "Магистраль" ЦДКЖ (где до того занимался и Б. Окуджава), под руководством Г.М. Левина, который, по признанию В. Миляева, прививал "любовь к поэзии, понимание ее, и, в конечном итоге, интеллигентность вообще – то, чего резко не хватало и неоткуда было взять".

В 1970 г. В.А. Миляев под руководством А.А. Маненкова защищает кандидатскую диссертацию "Исследование концентрационных эффектов в релаксации парамагнитных кристаллов при низких температурах".

В.А. Миляев, А.А. Маненков, Г.Н. Михайлова, В.А. Санина, (1974)

После защиты кандидатской диссертации В.А. Миляев переходит к исследованию неравновесных носителей тока в германии при низких температурах. Эффект конденсации экситонов в электронно-дырочные капли был предсказан Л.В. Келдышем в 1969 г. В те годы во многих лабораториях страны это явление исследовалось с помощью фотолюминесценции при непрерывном лазерном возбуждении. В лаборатории колебаний, где работал Валерий, в 1971 г. были начаты работы по изучению неравновесных носителей в германии методами СВЧ при импульсном лазерном возбуждении кристаллов особо чистого германия. Работа шла в тесном контакте с Л.В. Келдышем.

В. Миляев, Дж. Хенсел (США), В. Багаев, Л.В. Келдыш, Б. Журкин, Г. Михайлова (ФИАН, 1976)

Оказалось, что СВЧ методы чрезвычайно информативны для изучения фазового равновесия в системе "неравновесные носители-экситоны-электронно-дырочные капли". В.А. Миляев развил СВЧ метод определения основных электрофизических параметров кремния, на базе этого метода в руководимой им группе была создана автоматизированная установка, исследовано изменение электрофизических свойств объема и поверхности кремния в ходе различных технологических операций. Разработан способ СВЧ диагностики процесса гетерирования кремниевых подложек для микросхем, внедренный в промышленность. Эти многолетние экспериментальные и теоретические исследования В.А. Миляева легли в основу его докторской диссертации "Кинетика неравновесных носителей в германии и кремнии", которую он защитил в 1985 г. уже в ИОФАНе, выделившемся из ФИАНа.

Яркая творческая, увлекающаяся личность, В. Миляев обладал редкостной универсальностью натуры: в нем мирно и успешно уживались естественник, технарь и гуманитарий, при активном общественном темпераменте. В 1973 году впервые прозвучала его новая песня "Приходит время" и мгновенно стала "народной", "гимном оптимистов". Многие годы не проходило слета или концерта бардовской песни, который не заканчивался бы всплеском: "И это время называется весна!". В когорте классиков, вставшей за Б. Окуджавой, В. Миляев останется навсегда.

С середины 80-х годов Валерий Александрович работает в лаборатории физики поверхности Отдела колебаний ИОФАН и занимается электронной спектроскопией поверхности полупроводников. В.А. Миляев – соавтор нового неразрушающего метода в физике поверхности – профильного элементного анализа поверхностных слоев и гетероструктур с помощью упруго отраженных электронов. При его участии разработан метод существенного увеличения стабильности джозефсоновских контактов на основе сплава олово-кобальт.

С 1987 г. В.А. Миляев – ведущий научный сотрудник, член Ученого совета ИОФАН, с 1988 по 1998 г.г. – зам. директора ИОФАН по научной работе. В 1988 г. создает инженерно-техническую лабораторию ИОФАН в г. Тарусе, вскоре переросшую в филиал института в Калужской области. На балансе Филиала, кроме прочего, была бригада, воссоздавшая музей семьи Цветаевых в Тарусе. Под Тарусой, в деревне Шишкино В. Миляев реализует еще одно свое хобби – строить дома. Лебединая песня здесь – дом в Крыму, в деревне Наниково под Коктебелем, где вскоре вокруг него возникают дома его друзей и близких знакомых. В детском музыкальном театре его супруги народной артистки РФ Л.Ивановой "Экспромт" и Эстрадном театре Дома ученых ДУЭТ, вместе со старинными друзьями по совместному творчеству, кандидатами физ.-мат. наук и композиторами-исполнителями, заслуженным артистом РФ В.Фридманом и заслуженным деятелем искусств РФ С.Никитиным много лет ставит мюзиклы и памфлеты. Последний – в 2010 г. "Полумертвые души" в ДУЭТе, о физике в стране после перестройки.

В.А. Миляева, всегда воспринимавшего науку как часть культуры, занимали построения, объединяющие знания гуманитарные и естественные, в его своеобычном до парадоксальности воображении постоянно возникали связи явлений, казалось бы, несопоставимых, аналогии далекие и неожиданные, при непременном стремлении к первым принципам. Отсюда его работы типа "Соотношения Крамерса-Кронига в науке и искусстве".

Связав свою жизнь с фундаментальной наукой, В.А. Миляев всегда тяготел к прикладным проектам, крупным и принципиально важным. В. Миляев – автор разработок более десятка уникальных приборов и исследовательских установок. С начала 90-х годов его все больше занимают проблемы медико-экологического использования лазеров. В 1990 г. в Отделе колебаний ИОФАН Валерий Александрович при поддержке директора А.М. Прохорова инициирует создание лаборатории экологического приборостроения – новое для тематики академического института направление физических основ сугубо прикладных проблем в масштабе лаборатории. В это время В.А. Миляев – заместитель председателя Секции "Экологическое приборостроение" в Экологической программе АН СССР.

Вскоре лаборатория разрастается в Отдел экологических и медицинских проблем ИОФАН из четырех лабораторий, возглавляемых докторами наук, с публикациями мирового уровня от лазерного газоанализа до ключевых проблем физики живого. Своим отделом Валерий Александрович руководил до октября 2011 года: Последние его работы связаны с магнитобиологией, с проблемой атмосферного озона, публикации по которой – от ДАН, 2011, 436(5):637-640 до СМИ. За полвека в науке им опубликовано около 200 работ, подготовлены 6 кандидатов и один доктор наук. Изданы сборники стихов и прозы.

В.А. Миляев – действительный член Лазерной академии наук РФ, член-корреспондент Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова, член Правления многочисленных общественных Фондов, член жюри различных конкурсов. Организатор кафедры проблем экологической безопасности в МИРЭА – базовой кафедры при его отделе в ИОФ РАН, со сформированной вместе с единомышленниками концепцией "Техносферной безопасности", с открытием бакалавриата по этому направлению и набранной первой группой студентов. Приказ о назначении В.А. Миляева заведующим кафедрой опоздал на три дня.

Магнит тандема В.Миляев–Л.Иванова своими невидимыми силами затягивал в свою орбиту сотни людей, оставляя в душе каждого светлый и глубокий след, ощущение неразрывной связности, обещание радости общения.

С супругой Милой

При всем масштабе личности Валерий Александрович был на редкость скромным человеком, абсолютно лишенным тщеславия. Всегда спокойный, по-джентельменски холодноватый, но доброжелательный, по- чеховски интеллигентный, мягкий такой, веселый человек с прекрасным чувством юмора и неистребимым оптимизмом, с легкими, однако, блестками провалов к черным глубинам заветных дум и нерешаемых проблем. Человек, которого чем больше узнаешь, тем больше уважаешь и любишь. Тихое, мудрое, редкое слово его настраивало не на спор – на поиски, совместные подходы к возможным решениям, к вечно новым вопросам сути сущего. Само его существование, если не рядом, то где-то, мирило с жизнью, делало ее полнее, крепило почву под ногами.

В душах знавших его людей, несметного количества людей, еще долго будут звучать его тон, его обороты, его подходы. А для многих им не утихнуть никогда.

Жизнь, увы, не вечна. Более того, она, пожалуй, слишком коротка. Слишком.

С.В. Гарнов, В.И. Грачев, Ю.В. Гуляев, Е.М. Дианов, Л.В. Келдыш, А.В. Кесcених, Е.М. Климова, С.А. Крылов, Е.В. Ларина, А.А. Маненков, И.В. Миляев, Г.Н. Михайлова, С.Я. Никитин, С.А. Никитов, А.С. Сигов, Е.В. Степанов, Н.А. Терещенко, А.В. Трубицын, В.Н. Фридман, В.М. Шарапов, И.А. Щербаков.