Шпаргалка

Научная организация
Федеральные нормативные акты по аспирантуре называют так те научные организации, которые ведут подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре. ИОФ РАН является научной организацией. К ИОФ РАН применимы все нормы, которые отнесены к научным организациям.
Организация, осуществляющая обучение
Федеральные нормативные акты по аспирантуре называют так те организации, которые ведут образовательную деятельность наряду с другим (основным) видом деятельности. Научные организации - это частный случай организаций, осуществляющих обучение. ИОФ РАН является организацией, осуществляющей обучение. К ИОФ РАН применимы все нормы, которые отнесены к организациям, осуществляющим обучение.
Образовательная организация
Федеральные нормативные акты по аспирантуре называют так высшее учебное заведение. ИОФ РАН не является образовательной организацией. К ИОФ РАН не применимы те нормы, которые явно отнесены лишь к образовательным организациям.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность
Федеральные нормативные акты по аспирантуре используют это название как собирательное для: 1) образовательных организаций, и/или 2) организаций, осуществляющих обучение. ИОФ РАН является организацией, осуществляющей образовательную деятельность. К ИОФ РАН применимы все нормы, которые отнесены к организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
Знание
Одна из основных категорий педагогики, обозначающая начальный уровень освоения некоторой изучаемой дисциплины (темы).
Пример: Если ученику сообщили, что 17×5 = 85, то у него есть знание об умножении чисел.
Умение
Одна из основных категорий педагогики, обозначающая средний уровень освоения некоторой изучаемой дисциплины (темы).
Пример: Если на вопрос: "Сколько будет 17×5?" ученик долго возился с карандашом и бумагой, после чего сообщил ответ: 85, то у него есть умение умножать числа.
Навык, он же владение
Одна из основных категорий педагогики, обозначающая высший уровень освоения некоторой изучаемой дисциплины (темы).
Пример: Если, будучи разбужен ночью, в ответ на вопрос: Сколько будет 17×5, ученик сначала быстро ответил: 85, и только после этого стал ругаться на то, что его разбудили, то у него есть навык умножения чисел. В другом контексте можно сказать, что он владеет методикой умножения чисел.
Способность, она же готовность
Минимальный набор знаний, умений и навыков (владений), необходимых для того, чтобы выполнять некоторую работу.
Компетенция
Способность выполнять некоторую работу в соответствии с некоторыми стандартами (требованиями). Компетенция приобретается в результате обучения или в результате самообразования.
Профессиональная компетенция (ПК)
Набор профессиональных компетенций приобретается аспирантом после обучения по некоторой направленности (она же профиль) образовательной программы аспирантуры в рамках некоторого направления подготовки. В результате обучения по некоторой направленности - аспирант получит (ВАКовскую) квалификационную специальность, название которой совпадает с названием этой направленности. Про иерархию "группы направлений ⇾ направления ⇾ направленности (или профили или специальности)" см. раздел Общая информация.
Пример: Направленность "Теоретическая физика" образовательной программы аспирантуры в рамках направления подготовки "Физика и астрономия" может предусматривать получение ПК № 43: "Способность доказывать теорему Нётер для вселенной, ограниченной в пространстве и времени, причём на таком уровне строгости, который принят в журнале Physical Review D".
Общепрофессиональная компетенция (ОПК)
Общепрофессиональные компетенции определяются направлением подготовки, и не зависят от направленности (профиля, специальности).
Пример: Образовательный стандарт ФГОС по направлению подготовки в аспирантуре "Физика и астрономия" предусматривает получение ОПК № 2: "Готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования".
Универсальная компетенция (УК)
Универсальные компетенции не зависят от конкретного направления подготовки, то есть характерны для российской аспирантуры вообще.
Пример: Образовательный стандарт ФГОС по любому направлению подготовки в аспирантуре предусматривает получение УК № 4: "Готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках".
Зачётная единица (з.е.), она же зачётная единица трудозатрат (з.е.т.)
Единица времени с точки зрения обучающегося или преподавателя. Для программ аспирантуры 1 з.е. = 36 академических часов. 1 ак.час = 45 минут. Одна и та же дисциплина может требовать разных временных затрат для обучающегося и для преподавателя. Например, с учётом подготовки к занятиям или экзаменам. Обычно из контекста ясно, о чьих трудозатратах идёт речь.

Примечание для читателей

Приведённые выше толкования соответствуют системе понятий советской педагогической школы. Эта система значительно отличается от систем, принятых в других странах. Авторы образовательных стандартов ФГОС не указывают, в какой системе понятий они работают. Возможно потому, что другие системы им неизвестны. Это притом, что сама идея строить образование так, как этого требует ФГОС, не характерна для советской педагогики. И скорее тяготеет к педагогическим доктринам других стран.

Примечание для писателей

В тексте ФГОС слова способность и готовность, очевидно, являются синонимами, причём эти слова нигде не расшифровываются. То есть, для того, чтобы дать определение профессиональной компетенции № 47 достаточно написать фразу типа: "ПК 47 - это способность самостоятельно собрать экспериментальную установку для исследования комбинационного рассеяния, причём отвечающую международным стандартам для экспериментальных установок". В некоторых случаях дополнительно нужно приводить и перечень необходимых знаний, умений и навыков (владений), составляющих эту способность. Описание упомянутых стандартов, как правило, не требуется.

Главное - это не употребить слова знание, умение, навык (владение) вместо слов способность или готовность.